г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, 3, корп. 2
Пн - Пт с 9:00 до 18:00
Сб, Вс — выходной
11 сентября 2018

Компания «Северсталь» открыла онлайн-магазин, где продается продукция компании. Пользовательский функционал похож на обычный заказ в онлайн-магазине с пуш-уведомлениями, трекингом посылки, счетом за товар и услуги перевозки

Фото: Getty Images
В этом интернет-магазине можно купить «стальной бархат» или «стальной кашемир». Правда, на самом деле эти товары носят названия вроде «Рулон с полимерным покрытием 0.4/1250.0/08пс/ГОСТ 9045/1/1/250/ПЭ/ЛКПОЦ/БТ, АТ/Винно-красный/3005», но маркетологи «Северстали» решили, что брендирование увеличит узнаваемость продукции. А через пару лет любой человек должен будет иметь возможность купить в интернет-магазине партию металла. «Это должно быть так же просто, как заказать туфли c Asos — легко и интуитивно понятно», — рассказала журналу РБК старший менеджер по маркетингу «Северстали» Полина Шашкова.

Возможно, это преувеличение: продажа стали и стального проката — это b2b-сегмент, но «Северсталь» всерьез занялась развитием онлайн-продаж. В пилотном режиме интернет-магазин был запущен в декабре 2016 года, для большинства клиентов начал работать в январе 2017-го, говорит руководитель проекта e-commerce «Северстали» Тимур Махалин. К ноябрю онлайн было продано около 1 млн т стальной продукции, почти 10% годового объема производства «Северстали». Исходя из средней цены продаж сортового проката за девять месяцев 2017 года, онлайн-продажи составили приблизительно $418 млн. Выручка «Северстали» за тот же период составила $5,7 млрд (328,96 млрд руб.). Клиенты в основном размещают заказы на продукцию с завода, но можно заказать и «готовые товары»: из 15 дистрибуционных филиалов компании к системе онлайн-магазина подключено пять.

Система выстроена на платформе SAP Hybris с добавлением собственной разработки. Онлайн-платформу для электронной коммерции SAP используют крупные мировые игроки из различных отраслей, среди потребителей — P&G, GE, Intel, Levi’s, Metro и др. Инвестиции в разработку и запуск онлайн-магазина в «Северстали» и SAP не раскрывают. Базовая стоимость разработки онлайн-магазина на блоках софта SAP могла обойтись «Северстали» в $2 млн, оценил партнер исследовательского агентства Data Insight Федор Вирин. Для сравнения: чистая прибыль «Северстали» по МСФО в 2016 году составила $1,62 млрд.
Пользовательский функционал похож на обычный заказ в любом онлайн-магазине, с пуш-уведомлениями, трекингом посылки, счетом за товар и услуги перевозки. В личном кабинете заказчик видит, на каком переделе находится продукт, какие заказы выполнены, может формировать отчеты и управлять консигнационным запасом. «Не нужно больше поднимать трубку и звонить условной Маше из сопровождения, чтобы поинтересоваться, где находится заказ. Если осенило в 11 вечера: надо выяснить, что там с твоим прокатом, — это можно сделать в пару кликов», — объясняет необходимость создания онлайн-магазина Махалин. Но если клиент предпочитает традиционные каналы взаимодействия с компанией, он может воспользоваться ими, добавляет он. «На совещании мне проще воспользоваться ботом в Telegram, чтобы посмотреть состояние одного из заказов на «Северстали», — говорит менеджер отдела закупок металлотрейдера «Металлокомплект-М» Светлана Никитина.